ВХОД
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Аквадонис - функциональная диагностика растений.
Белозёров Дмитрий
01.06.2007 10:03:27

Питательные грунты «Шатурторф» сертифицированы
Ирина
30.08.2007 17:23:20

Заказ на весну
ООО "Опытно-селекционный питомник"
13.09.2006 17:12:26



«СЕКРЕТЫ» ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКИХ УРОЖАЕВ.
Часть: 1 2 3

                 «Секреты» получения высоких урожаев.

                                                         
  Продолжаем разговор на тему «Природного земледелия».
  Сегодня вам предложена очень интересная тема: «Секреты получения высоких урожаев,  или практика использования элементов технологии природного земледелия и  естест-
венной физиологии растений в получении высоких урожаев».
   Тема большая, включающая несколько вопросов. Все возможные вопросы темы в одной статье рассмотреть не удастся, как и некоторые подробности. Поэтому, мы коснемся самых важных, раскрывающих тему, и имеющих огромное практическое значение. А подробности некоторых важных вопросов, я постараюсь изложить в своих следующих статьях. И еще один момент, эта статья-  попытка объеденить все высказанные до этого знания о природном земледелии одной целью, интересной каждому садоводу: получением высоких урожаев.
   Вот какие вопросы я предлагаю к рассмотрению в этот раз:
А. Краткий обзор и раскрытие сути терминов и понятий темы: «Природное
                      Земледелие» и « Технология природного земледелия».
В.Что определяет высокий  уровень продуктивноси растений сада и огорода.
    1). Технология природного земледелия, главные её элементы, работающие на урожай:
               - выращивание почвы (компоста) непосредственно под растениями
                  (истинное плодородие- динамическое  плодородие),
               - свежая органическая мульча (опилки, трава, листья, пожнивные остатки и т.д.),
               - биопрепараты для восстановления микромира (ЭМ, Триходермин, Микоплант
                   и т.д.),
               - почво- грунт (свойства, составление, характеристики).
   2). Вопросы физиологии растений и почвенных процессов, определяющие высокие
        урожаи.
         1.Саженцы.    Выбор, посадка, уход.
         2.Сорта.    Группы, их свойства и сравнительные характеристики.
         3.Видовые особенности  выращиваемых культур, по климатическому
            происхождению: «южных» и «северных»   растений и  их требования к теплу и
            свету, практические способы доведения до физиологической нормы.
         4.Физиология питания и обмена растений:
                 - корневое питание (особенности по видам растений).
                       Автономное
                       Симбиотическое
                 - листовое питание.
                       Фотосинтез, усиление фотосинтетической деятельности растений.          
          5.Вода, её роль в жизни и продуктивности растений.
          6.Профилактика болезней растений, способы:
              - химические, физические, биологические, наследственная сортовая устойчивость.
              - агротехнические, как альтернатива всем остальным.
          7. Итог продуктивности: урожай (созревание, сбор, сроки).
  В. Заключение.  

   Итак, приступаем к рассмотрению темы.
   Под «секретами» я подразумеваю не готовые «рецепты», позволяющие получать высокие урожаи, а знания, применение которых на практике позволяет управлять плодородием и  получением максимально возможных  урожаев. Именно максимально возможных, генетически обусловленных, или по другому наследственных, характерных конкретному сорту. А возможности сортов разные. Старые, малоурожайные сорта не дадут значительного повышения урожая, независимо от применяемых агротехнологий. Но существуют сорта, которые могут раскрыть свой неограниченный потенциал только при «технологии природного земледелия». Именно об этом пойдет речь: об особенностях выращивания садовых растений, с использованием технологии природного земледелия и знаний физиологии растений и почвенных процессов.
   Многие из вас знают что это такое: «Природное земледелие», из моих прошлых статей…Но для  новичков, я должен кое-что пояснить, очень коротко… Иначе не будет понятен сам смысл этой статьи..
    Итак, что такое ПРИРОДНОЕ земледелие? ПРИРОДНОЕ земледелие- это процессы  обмена веществ происходящие в природе в естественных условиях без вмешательства человека. То есть, природное- это естественное..Почему ЗЕМЛЕДЕЛИЕ в природе? Потому что почва возникла в естественных природных условиях. И само словоЗЕМЛЕДЕЛИЕ, изначально, означает процесс  «делания земли», а не её разрушение- «возделывание». Почва возникла, точнее, её «сделали» почвенные организмы, которые переработали органические остатки растений, и превратили их в почву. По другому, почва- это продукт обмена между растительным и животным миром, в окружающей нас природе, по- научному, ЭКОСИСТЕМЕ.
  Давайте рассмотрим,что это такое? Экосистема, это единый комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, основанный на обмене веществ между его участниками. Все эти моменты мы и рассмотрим подробней.
    Участники экосистемы. Кто эти участники? В рассматриваемом нами случае- в естественной природе, это все растения и животные почвы, а также третья огромная группа живых организмов- грибы, равная по видовой численности первым двум. Поэтому сбрасывать грибы со счетов, и не учитывать в процессах почвообразования не стоит. .
    Среда их обитания. Первоначально, почва, согласно определению экосистемы, является местом обитания перечисленных трех групп живых существ: растений, животных и грибов. Я не оговорился. Основные потребители растительной массы из мира животных и грибы проживают именно в почве, в её поверхностном слое. Именно там происходит обмен веществ, и в результате этого обмена образуется почва.
    Обмен веществ.  На чем он основан? На пищевых цепях. Поясню проще, растения благодаря фотосинтезу наращивают массу, а  животные поедают растительную массу. Поэтому, количество растительной массы определяет массу животных и их количество. Именно это равновесие определяет баланс системы. Растения ежегодно производят более 500 млрд т растительной массы. Большая часть которой падает на землю в виде травяного и листового опада, и достается почвенным животным и грибам. Именно им в большей степени, а не крупным наземным животным и человеку. Масса наземных животных и всех людей, населяющих планету в тысячи раз меньше биомассы почвенных животных, микроорганизмов и грибов,..поэтому роль крупных наземных животных и человека в почвообразователных процессах в природе незначительна… В этом обмене  существует  баланс, сколько растения произвели растительной массы, столько её перерабатывается в качестве корма почвенным микромиром, и столько же образуется их биомасса, чуть меньшая общей растительной (потому что не весь прирост растительной массы за сезон падает на землю в виде опада и поедается). На почве происходит ферментативное разложение органики. Основная часть используется обитателями микромира почвы, остатки- соединяются с минералами, превращаясь в запасы- гумус почвы (см. статью «Гумус почвы и его создатели»). Если неиспользованных микромиром органических (полупереваренных- гумифицированных) остатков много, то постепенно увеличивается плодородный слой почвы и гумусовый запас питательных веществ. Считалось, что этим запасом питательных веществ- гумусом питались растения, и из запаса гумуса складывалось плодородие почвы. Почему считалось? Потому что это не совсем так, но об этом чуть позже…Гумус, это «законсервированные» питательные вещества почвы, большая часть гумуса труднорастворима, поэтому недоступна растениям…В природе растения питаються от разложения свежей органики, что и составляет истинное-  динамическое плодородие, и только при неблагоприятных уловиях переходят на питание «консервными запасами» гумуса.
   На пищевых цепях основан обмен веществ в живой  природе. Это очень важный вопрос. Понимание этого вопроса открывает возможность управления всеми процессами обмена в живом мире- экосистеме.
    Что такое сам обмен веществ? Под обменом веществ понимается кругооборот ЭЛЕМЕНТОВ  питания между растительным и животным миром., и основа этого обмена- обмен главного элемента: углерода( в виде углекислого газа и глюкозы), как основы органической жизни. Способность углерода, как химического элемента,  выстраивать длинные молекулярные соединения привела к появлению процесса фотосинтеза и зарождению биологической (органической) жизни. Жизнь на планете стала возможной благодаря возникшей способности растений к синтезу глюкозы под воздействием энергии солнца (видимый спектр солнечного света).  Но сам фотосинтез стал возможен благодаря свойствам химического элемента- углерода, и его способности вступать в химические реакции со всеми химическими элементами. Углерод- это самый активный элемент химической природы. Благодаря свойствам углерода: способности образовывать молекулы неограниченных размеров (полимеров) и вступать в химические реакции со всеми химическими элементами, в растениях синтезируются первичные органические соединения: углеводы, белки и жиры. Но самое важное органическое вещество растительного синтеза (фотосинтеза)- это глюкоза, которая образуется в растениях из углекислого газа и воды, при листовом питании растений. Все последующие органические соединения синтезируються в растениях уже с участием корневого питания, при поступлении всевозможных химических соединений и элементов, необходимых для такого синтеза. Так образуются белки, жиры и другие всевозможные органические соединения растительного происхождения.
    Но основой жизни является обмен глюкозы, точнее обмен энергии, заключенной в её молекуле.Обмен глюкозы первичен. Все живые существа стоят в длинной очереди пищевых цепей за этой частичкой энергии солнца, «законсервированной» в молекуле глюкозы. Обмен энергий это и есть жизнь, а поддержание жизни возможно благодаря обмену глюкозы и главному химическому элементу- углероду. Обмен других химических элементов хотя и важен, но вторичен. Глюкоза не только первичное пластитеское соединение (используемое для построения более сложных), но самое главное- это источник энергии, без которого не возможен синтез других органических соединений. Пример, для образования молекулы белка необходима энергия трех молекул глюкозы. Нет глюкозы, не образуется белок и другие соединения, как в организме растений, так и животных. Все эти превращения в обмене веществ живой природы очень сложные. Но главное, что следует уяснить, чтобы обмен стал завершенным, все питательные вещества и элементы , в том числе и углерод, в виде углекислого газа, должны вернуться растениям. Но этот процесс обмена между растениями и животными (потребителями растительной массы), должен где-то происходить. И этим местом обмена природа определила почву
(для «сухопутных» существ органической жизни). Почва- это место обитания растений и потребителей растительной массы (микромира): микробов, грибов и животных, то есть всех участников обмена; почва- это буфер обмена; почва- это результат обмена.
    Что регулирует  обмен веществ? Ведь одновременно в живой природе, как в растениях, так и в почве, в микро- и макроорганизмах  происходят одновременно миллионы химических реакций. Но все сбалансировано, нет никакого хаоса, все упорядоченно и взаимосвязано. Кто все это регулирует? Ответ очень простой. За это отвечают особые химические соединения белковой природы- катализаторы (ускорители) биохимических реакций: ферменты и гормоны. Без их участия не возможно протекание ни одной химической реакции в органической жизни, в обменных процессах, как в синтезе (образовании), так и в анализе (расщеплении). И на каждый вид химической реакции растениями, животными и грибами вырабатываються специфические ферменты. Именно  благодаря ферментативной активности поддерживается баланс всех обменных процессов и их упорядоченность. Кроме того, этот главный закон обмена- ферментативность биохимических реакций, единый для всех живых существ органической жизни (экосистемы).
   В свою очередь, активность ферментов определяется температурным фактором. Ферменты (большинство их) проявляют свою активность в определенном температурном режиме: от +10* до +40*. Ниже +10* их активность снижается, выше +40*, они разрушаються (белки свертываються- денатурируются).
И это очень важный момент для понимания обменных процессов, и может быть использован, как один из способов управления системой обмена, как в почве, так и в растениях, для повышения плодородия и общей продуктивности растений. Поддерживая температуру в оптимальном режиме в течение вегитационного периода, можно значительно увеличить урожайность садовых культур…
   Итак, мы рассмотрели, что такое природное земледелие: делание почвы (компоста) в естественной природе в процессе обмена; знаем, что это система (экосистема); знаем её участников - растения и микромир почвы: микроорганизмы, грибы и животные; и как эта система «работает»: благодаря обмену и использованию растительной массы в качестве корма животными, путем ферментативного расщепления. И что в результате этого обмена получается почва, и её питательный запас в виде гумуса. По-другому, природное земледелие, это естественный процесс обмена веществ в природе, между растениями и микромиром почвы, приводящий к образованию почвы- буфера обмена и среды обитания.
   И из всего сказанного можно сделать очень важный для понимания вывод: если это система, то этой системой можно управлять, как и любой другой, если знать как эта система действует..
   А что происходит на культивируемых участках земли: в садах и огородах? Ничего подобного. Там система нарушена, а потому не действует. Там нет самых главных составляющих элементов системы: органического опада (в достаточном количестве для создания баланса обмена веществ) и представителей микромира почвы- ЭМ – эффективных микроорганизмов, грибов и животных(червей); или очень и очень мало, чтобы поддерживать равновесие системы и баланс обмена.
   Почему нет этих составляющих системы в садах и огородах понятно и так. Нет опада потому, что садоводы и огородники стараются все что выросло: сам урожай- забрать,  а пожнивные остатки урожая, траву и листья самым тщательным образом выгрести и выбросить со своих участков, еще хуже- сжечь. Микромиру ничего не остается, и он не развивается, нет пищи, нет развития. Перекопка почвы (нарушение структуры) еще больше усугубляет процесс. После 4- 5 лет такой «агротехники», в почве не остается полезной микрофлоры и грибов, кроме патогенов. Кроме того, некоторые сапрофиты (поедающие отмершие ткани растений), от голода, превращаються в активных паразитов, способных вызывать различные заболевания растений, а значит это приводит к  значительным потерям урожая. Яркий пример, грибы- фузарии, вызывающие очень серьезное заболевание- фузариоз, и т.д. В здоровых почвах, процент фузарий менее 5% и они проявляют себя как сапрофиты, в пахотных более 25%, и они проявляют себя как патогены.
   Отсюда вывод: прежде чем говорить о  «технологии природного земледелия» на наших садовых участках, и прежде чем научиться управлять процессами плодородия, надо воссоздать систему  РАСТЕНИЯ – ПОЧВА – МИКРОМИР, как в естественных природных условиях. Для этого восстановить всех участников системы (внести «закваску» содержащую ЭМ), создать им дом  и накормить их (свежая  органическая  мульча постоянно весь сезон), то есть, запустить систему обмена в движение. И только после того, как система будет создана и сбалансирована, можно говорить об управлении этой системой на наших участках, в наших интересах, с целью получения суперурожаев..
    Для примера приведу самый яркий всем известный случай управления системой,  это езда на двухколесном велосипеде. Только после того, как научишься удерживать равновесие поддержанием баланса, возможно научиться управлять и «ездить» (передвигаться) на велосипеде. Не умеешь балансировать и держать равновесие, не поедешь, и не сможешь управлять. Кроме того, все составляющие (подсистемы) должны исправно «работать». Шины длжны быть «накачаны», колеса- «крутиться», передаточная ситема: педали, цепь и «звездочки» тоже должны быть исправны и функционировать; «руль» и «седло» - на месте и в порядке…и.т.д. То есть, система «велосипед» должна быть исправна, тогда на нем можно «поехать»- совершать движения, путем управления…
    То же самое и с экосистемой сад и огород. Только в нашем случае, еще сложнее, потому что эта система живая: растения - почва (микромир).
   В природе, это очень устойчивая, саморегулируемая и самоорганизущая система. А на огородах и в садах, это очень неустойчивая система, потому что человек постоянно вносит «коррективы» своими непродуманными действиями. Раз мы сами нарушили систему, сами и должны её восстановить. Через понимание того, что земледелие- это «делание» почвы, её создание, «выращивание», а не разрушение; через понимание, что  выращивание растений начинается с «выращивания» почвы… Как это сделать и как использовать знания  («секреты») природного (естественного) земледелия мы рассмотрим далее.  Эти знания о природном земледелии составляют основу технологии, так и называемой: «Технология природного земледелия».

   Таким образом, что же определяет высокий  уровень продуктивноси растений сада и огорода? Бесспорно, способность растений к высокому обмену, но самое главное, сам обмен, строгий баланс обмена между растениями и микромиром почвы.
   С пониманием и осознанием всего вышесказанного, я покажу вам, как добиться получения высоких  и очень высоких урожаев, используя «технологию природного земледелия» и естественные (природные) процессы физиологии растений. Именно эти основные два момента, как основу высоких урожаев, мы и попытаемся рассмотреть.

      Технология. 
     «Технология природного земледелия» - основа высокого  уровня продуктивноси растений сада и огорода. Почему? Потому что это самый совершенный и самый полноценный способ обеспечения растений всем необходимым в питании и обмене веществ, а значит повышения общей продуктивности  и урожайности.
   Почему «технология природного земледелия», а не просто «Природное земледелие»? Потому что используется не копирование природных экосистем и создание их подобия на садовых и огородных участках, а лишь использование части природных процессов, и управление ими по своему усмотрению. По другому, это технология (руководство к действию) «выращивания почвы» и  ведения растениеводства по аналогии с природной, с использованием  знаний законов природных процессов в экосистеме. Поэтому, используя эти знания о «природном земледелии» в «технологии природного земледелия» можно добиться больших и лучших результатов в продуктивности растений, чем растения проявляют в природе. В природе все усредняется, благодаря саморегуляции и естественному отбору (выживает сильнейший и жизнестойкий, но не значит- самый продуктивный), это первое. Кроме того, на садовых и огородных участках все процессы могут регулироваться человеком, а значит поддерживаться и направляться по желанию садовода и растениевода, и значительно выше, чем в природе. Как это делается мы рассмотрим ниже. А сейчас уточним законы, по которым живет и развивается экосистема в природе. Определим эти рычаги управления. Их немного (основных), благодаря которым мы и будем управлять воссозданной системой растительного и почвенного микромира сада и огорода. По другому, создадим технологию, позволяющую это делать: «технолгию естественного (природного) земледелия (делания земли)».
      Итак, что это такое, что главное, что следует понять в обмене веществ между растениями и животным микромиром почвы? Что их объединяет в этом обмене?
     Как мы уже выяснили, это сам обмен, постоянный и непрерывный, обеспечивающий непрерывное поступление питательных веществ: от растений- микромиру почвы в виде органической мульчи (опада), от микромира (вследствии ферментативног распада органики)- растениям, в почве, в месте этого обмена. Точнее, на границе почвы и органической мульчи. Именно этот постоянный и непрерывный процесс ферментативного разложения органической мульчи (почвенного покрытия) и обеспечивает истинное- динамическое плодородие почвы, и обеспечивает полноценное питание растений. И это научно доказанный факт на современном этапе развития науки. А не запасы питательных веществ в почве- гумус («естественное плодородие»), как считалось ранее, тем более, не химические удобрения («искусственное плодородие»). Гумус- это лишь «свидетель» плодородия, это «законсервированные» запасы питательных веществ. Гумус- это то, что расщепилось и осталось неиспользованным, под воздействием ферментов микроорганизмов, грибов и почвенных животных (червей и др.), из переваренной ими органики. И что моментально соединилось с минералами почвы, образовав соли, различной «доступности» для растений, от легкорастворимых, до труднорастворимых.
    Поэтому, если процесс расщепления свежей органики имеет периодичность, и не происходит постоянно вблизи корней растений, непосредственно на почве под растениями, то растения испытывают периодический голод. Растения очень быстро расходуют растворимые формы гуминовых содинений (легкорастворимый гумус), и в остальной период времени, просто, голодают.
    Если же процесс ферментативного расщепления органики идет непрерывно и в непосредственной близости корней растений, растения получают полноценное питание, постоянно, и в полном объеме от потребности. Это намного повышает их общую продуктивность, а значит и урожай..И это главное, из чего складывается максимальная потенциально обусловленная урожайность: динамическое плодородие - процесс постоянного непрекращающегося расщепления свежей органики в непосредственной близости к корням растений, происходящий на почве, под растениями.
  Таким образом, истинное плодородие- динамическое плодородие, или процесс ферментативного расщепления свежей органики (мульчи) обитателями почвы (сапрофитами) сейчас и сегодня, непосредственно под растениями (в саду и на грядках), а не в компостных кучах. Компост, в переводе, это- почва. И лучше, если создатели почвы (микобы, грибы и черви) будут «делать» почву (компост) непосредственно под растениями, в непосредственной близости к их корневой системе. Почему? Потому что тогда растения получают свежие порции питательных веществ с растворимой частью гумуса, легко доступной для растений…На этот счет есть древняя мудрость: «Глупый- выращивает растения, умный- выращивает почву». Это очень точно и верно отражает рассматриваемый нами случай…
  Вот главный «секрет» высоких урожаев. «Технология природного земледелия»- это технология выращивания почвы (компоста) непосредственно под растениями, на грядах и в саду. Именно это определяет истинное плодородие- динамическое плодородие, от которого зависит рост, развитие растений, их здоровье, общая продуктивность и урожайность.   
   Поэтому, главным в повышении плодородия и получении сверхурожаев, является «восстановление системы возврата»: постоянное мульчирование почвы свежей органикой в достаточном количестве для протекания ферментативных процессов. Это второй  «секрет» агротехники природного земледелия. В саду и огороде сами растения не могут обеспечить такое поступление органики. Это процесс, регулируемый человеком (на садовых участках). Садоводы и огородники забирая часть урожая (произведенной растениями  биомассы за сезон) обязаны компенсировать этот «вынос» органики. Необходимо, для поддержания баланса обмена, вернуть на почву в виде мульчи любую свежую органику для переработки её микромиром почвы. И  таким образом восстановить систему возврата питательных веществ растениям для нового цикла их питания. Но если в природе это происходит только осенью, в саду и огороде это можно делать весь сезон, чем еще больше улучшается питание растений, чем в природе. Можно использовать любые виды органики: траву, листья, опилки, пожневные остатки, шелуху, лузгу, солому, мякину и даже бумагу…С одной лишь оговоркой, для переработки этих видов органики в почве должны находиться соответствующие микроорганизмы, способные все это «переварить», и превратить в гумус и почву. Иначе это все будет лежать инертным материалом, в худшем случае, достанется гнилостным микроорганизмам. И вместо пользы, мы получим вред (см.статью «Как оздоровить и реанимировать почвеу?»)
     Вот, чтобы этого не случилось, после внесения свежей органической мульчи, независимо какой, её следует полить почвенной «закваской». Это могут быть растворы ЭМ-препаратов, типа «СИЯНИЕ», «Байкал-ЭМ», другие биопрпараты, содержащие культуры почвенных микроорганизмов- сапрофитов. Например, препарат «Триходермин», содержащий споры гриба сапрофита Триходерма лигнорум, который не только переваривает органику, но и убивает всех почвенных фитопатогенов грибного происхождения. Возможно и совмещение одновременного применения указанных микробных и грибных биопрепаратов, или других... Но при этом следует учитывать, чтобы они не конкурировали в питании. Суть этого агроприема одна- внесение закваски микроорганизмов, ускоряющих процесс разложения органики. То есть управление процессом разложения органики в нужном нам направлении- ферментативном расщеплении по аэробному типу, с образованием конечного продукта – гумуса и гуминовых соединений; а не по стихийно возможному гнилостному, с образованием вредных продуктов полураспада. (см. статью «Гумус почвы и его создатели» и «Природное (органическое ) земледелие. Что это?»).
    Альтернативой применения «закваски» в виде биопрепаратов, выпускаемых биологической промышленностью, является применение свежего навоза травоядных животных: коров, овец, коз, лошадей, кроликов, нутрий и т.д. При этом, сначала вносится свежий навоз тонким мулчирующим  слоем, затем толстый слой органической мульчи. В данном случае навоз будет играть роль «закваски». Можно приготовить и раствор свежего навоза,  и этим раствором полить мульчу («сдобрить»), особенно это полезно сделать по мульче из опилок, перед основным поливом раствором ЭМ-препаратов..
 Не советую навоз сбраживать, потому что  этот процесс не управляемый..и можно этим очень сильно навредить, если не знать, как правильно это сделать…
 Способов применения (внесения навоза) много. Суть этого приема, как и предыдущих, одна- внесение почвенной «закваски».  Это третий «секрет»      «технологии природного земледелия»…
   И последний, четвертый «секрет»  «технологии природного земледелия (делания земли)» состоит в том, чтобы все почвенные процессы, точнее, процессы почвообразования (делания) протекали в оптимальном режиме (влага, воздух и тепло).  Для этого необходима определенная влажность (обеспечивается влагоемкостью грунта), присутствие кислорода (обеспечивается воздухопроницаемостью грунта), и самое главное, тепло (обеспечивается теплоемкостью и теплопроводностью грунта). То есть почво- грунт должен отвечать всем этим требованиям одновременно: быть теплоемким и теплопроводным, способным удерживать влагу, и одновременно быть воздухопроницаемым. Особенно это важно и актуально для холодных северных почв Сибири и Урала. Без соблюдения этих факторов система почвообразования работать не будет, или будет только поддерживать жизнь растений, и не будет работать на урожай. Потому что высокая продуктивность растений возможна лишь при высоком уровне обеспечения их питанием, посредством биодинамических процессов (ферментативным разложением свежей органики). А высокому уровеню почвенных ферментативных процессов способствуют перечисленные выше факторы: влага, воздух и тепло. Влага нужна для протекания биохимических реакций как растворитель и источник водорода (для фотосинтеза растений), воздух необходим для дыхания почвенным микроорганизмам (кислород) и образования угольной кислоты (углекислый газ), тепло- для активизации ферментативной активности как в почвенных процессах, так и в корнях растений.
    Как создать такие условия? Простым составлением почво-грунта на грядах однолетних растений, и под многолетними растениями в саду. Необходимо создать самим необходимый грунт, искусственно, а не довольствоваться тем, какой участок нам достался. Например, если участок имеет песчаный грунт, для увелечения влагоемкости и удержания влаги, следует внести глинистую, или суглинистую почву (грунт). Если это глинистый участок, внести достаточное количество крупного песка, мелкого гравия или щебня. Это повысит воздухопроницаемость и одновременно теплоемкость и теплопроводность. Грунт должен стать сыпучим, и не уплотняться при поливе. Внесение плодородной почвы (компоста) в создаваемый почвогрунт- это дело возможностей владельца участка, и необходимости для посадки однолетних культур, при создании гряд. В остальных случаях, это не очень важный, и не определяющий момент. Ведь почву мы будем «выращивать» на поверхности созданного грунта.
   Таким образом, хотя я и поставил этот вопрос в конце описания «технологии природного земледелия», исходя из важности понимания, но именно с этого вопроса начинается технология выращивания почвы («технология природного земледелия»), на практике. Вот её последовательные этапы: первое, создали грунт, обеспечив этим его теплоемкость и теплопроводность, влагоемкость и воздухопроницаемость. Второе, воссоздали систему: посадили растения, замульчировали органикой, внесли почвенную закваску. Третье, обеспечили систему почвообразования светом (теплом) и влагой. Вот примерная схема основных действий, направленных на восстановление и создание системы на садовых и огородных участках: системы возврата питальных веществ растениям. Только при  таких условиях система начнет работать, и обеспечивать растения всем необходимым по самой совершенной природной (естественной) технологии.
    Это главное, что касается вопросов «технологи природного земледелия», подробности мы рассмотрим в описании вопросов, связанных с физиологией растений.

    Но справедливости ради, в конце этого раздела следует упомянуть вот о чем, чтобы у вас дорогие читатели не сложилось ложного представления на эту тему. «Технология природного земледелия»- это не очередная выдумка очередной агротехнологии, скорее наоборот, объединяющая все агротехнологии природного толка. Потому что в «Технологии природного земледелия» используются все моменты «Природного земледелия» происходящие в естественных (природных условиях). И все агротехнологии природного толка возникли  на основе этих же принципов природных законов и явлений «земледелия- делания почвы», только в каждой отдельно взятой агротехнологии используется какая-то конкретная её часть, а не весь комплекс одновременно. Крме того, «агротехника»- это выращивание растений, а «технология природного земледелия»- это прежде «выращивание почвы», это процесс, обеспечивающий биодинамическое питание растений.
    Например, ЭМ-технология (Агротехника природного земледелия) – основана на использовании микробной почвенной закваски: ЭМ- препаратов (эффективных микроорганизмов), во всех возможных вариантах применения, в том числе и приготовления ЭМ-компоста, и только.
    Вермикультура- приготовление компостов ( почвы) с помощью дождевых червей, с последующим применением таких компостов во всех вариантах,  в качестве гумусосодержащих удобрений, и только.
    Органическая агротехника- использование органических «удобрений»: компоста и «перегноя», его приготовление и использование как «удобрения», с целью внесения в почву гумуса. Или использования гуминовых препаратов, приготовленных искуственно, вытяжкой из торфа и компостов, тоже, в качестве «удобрений». И т.д. и т.д. (см. статью «Природное земледелие- объединяющее понятие»).
    И тут нет никаких противоречий. Все агротехники природного толка могут дополнять друг друга, что часто на практике и происходит. И тогда теряется грань в понимании того, какая именно агротехника применяется конкретно. Но все они лишь часть одного общего целого: естественного (природного)  земледелия.
     Рассматриваемая нами «технология природного земледелия» использует эти же природные принципы «приготовления компостов», то есть почвы, только не в компостных кучах, или контейнерах и т.п. приспособлениях, а непосредственно под растениями, на грядах и в саду прямо на почве, как в природе. И использование компостов (почвы) не в качестве гуминовых «удобрений», а использование  самого процесса «приготовления» компоста на месте под растениями, который и составляет истинное плодородие, а не плодородие, в основе которого лежит использование только гумуса: «почвенных консервов». Надеюсь, что это понятно. И в этом существенная разница, т.к. не гумус лежит в основе плодородия. Истинное плодородие – это динамический  ПРОЦЕСС  приготовления компоста микромиром почвы из свежей органики непосредственно под растениями. И при этом не теряется ни грамма основного элемента обмена- углерода, в виде углекислого газа, ведь именно он составляет основу обмена и питания растений, а не «гуминовые консервы» от этого процесса. И если компостная куча расположена где-то далеко от наших растений, образующийся  в процессе компостирования углекислый газ улетит в дальние края безвозвратно, и никогда не достанется нашим растениям. А свои растения при этом мы будем продолжать «кормить» гумусом компостов, в качестве «сухарей- консервов». Тем более, что гумусовое корневое питание, даже если оно качественное, и обеспечено легкорастворимыми гуматами, не заменяет углеродного листового питания, даже при избытке гумуса в почве, но при нехватке углекислого газа в приземном слое воздуха. Кроме того, и сам гумус при компостировании на месте будет легче и быстрее усваиваться растениями в качестве легкодоступных растворимых форм, сразу же, еще в момент его «приготовления», как «свежевыпеченные пирожки», а не в качестве «четствого» залежалого «хлеба». Который прежде чем съесть, надо еще умудриться «раскусить и разгрысть». А растения этого делать не умеют. Если бы ни помощники: грибы- симбионты, мы, вообще, заморили бы с голоду наши растения такими агротехниками делания компоста в компостных кучах и его применения в качестве питания растений…
   Когда прийдет это понимание, все встанет на свои места…Это, конечно, упрощенная схема понимания очень сложных и многограных процессов обмена, но все же может быть высказана в качестве примера сложных СИСТЕМНЫХ процессов. Эти процессы намного сложнее, где каждый момент важен, но все их объединяет одно: то, что проявление всех обменных процессов как в почве, в процессе компостирования, так и в корневом питании растений- это неразрывно связанные системные процессы. Выпадение хоть одного элемента системы питания, или звена, или последовательности химических превращений в системе обмена, сразу же приводит к сбоям в работе всей системы, или её цепей. Вот это понимание важнее, а не спор вокруг того- так это, или не так происходит на самом деле. Созданием и поддержанием системы возврата питательных веществ в почву для корневого питания растений и одновременным обеспечением углекислым газом приземного слоя воздуха для листового питания, при её функционировании, обеспечивается истинное плодородие – динамическое плодородие, и никак иначе. Хотим мы это признавать, или нет, доказано это, или нет, не имеет никакого значения. Потому что это природные процессы, созданные самым гениальным технологом- природой. Мы лишь можем воспользоваться технологией, подсказанной нам самой природой, и дарованной, как способ поддержания бесконечно многократного повторения кругов жизни путем обмена веществ, всем участникам экосистемы, в том числе и нам. Или использовать технологии человеческого недомыслия, типа химических. Выбор всегда есть..
   

Регион публикации: Западно-сибирский



<<<     >>>
1 2 3

Материалы на тему

Комментарии: 2
НОВОСТИ
В Томске встретятся российские и зарубежные специалисты по ботаническим садам

08.04.2010 9:36:13

Опасность пожаров

08.04.2010 8:56:05

В Мичуринском ГАУ пройдет отборочный тур конкурса «Лучший инновационный проект в сфере АПК»

26.03.2010 16:38:34



МАЛИНА И ЗЕМЛЯНИКА
Нет малины на малине, почему?
Ремонтантные сорта малины
Ягоды весь сезон: мечта и реальн...
Ремонтантная малина – секреты у...
Крупноплодные сорта малины
Земляника - ягодная королева
Малина стала «однолетней»


ФОРУМ
Выращивание китайского финика ...
Что это за насекомое?
Охрана Вашего участка.
Живая изгородь.
Продаются хвойные сеянцы.
Байкал ЭМ-1 для возрождения пл...
Как укрывать виноград
Болезни и вредители на груше.
Нужен совет по "удольфианскому...
Зима 2010
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О ПРОЕКТЕ    ЗАДАТЬ ВОПРОС    СООБЩИТЬ ОБ ОШИБКЕ